Ферроникелевый завод: жить или умереть? Специальный репортаж газеты "Южный Урал"

Ферроникелевый завод: жить или умереть?

Руководство ООО «Светлинский ферроникелевый завод» объявило о сокращении с 30 апреля последних оставшихся 192 работников.

Как сказано в приказе по предприятию, «в связи со сложным финансовым положением». А еще до появления приказа, 22 января, решением арбитражного суда на СФНЗ была введена процедура наблюдения с назначением временного управляющего. Градообразующее предприятие Светлого попало, похоже, в самую темную для себя полосу.

Фиделя на нас нет
Светлый появился в 1960 году именно благодаря разработке Буруктальского месторождения никелевых руд. А свое название, говорят местные жители, поселок получил в честь светлых идеалов, в которые верили его первостроители. Когда обнаружилось, что руда месторождения слишком бедная, сырье для переработки на Буруктальский никелевый завод возили даже с Кубы. Как-никак идеалы с Фиделем Кастро у руководства Советского Союза были общие, и тема непомерных транспортных издержек мало кого заботила. Она всплыла в 1990-х, когда пути России и острова Свободы разошлись и на смену идеалам социализма в нашей стране пришли рыночные механизмы.

А в нулевых еще и мировые цены на металл упали. Производство на старом оборудовании по технологиям минувшего века стало абсолютно нерентабельным и неконкурентоспособным. В 2012-м пал жертвой рынка орский «Южуралникель». Сколько правительство области и лично губернатор Юрий Берг ни вели тогда переговоров с собственником комбината — компанией «Мечел», все — нет больше крупного предприятия.

Буруктальский завод все эти годы тоже лихорадило, он периодически останавливался, но вновь и вновь к решению проблем частного бизнеса подключалось опять же правительство области. А как иначе, если это градообразующее предприятие? Все остальное производство дальнего района представлено сельским хозяйством с крайне низкой средней урожайностью, по соседству для металлургов тоже работы нет.

Помню, в 2010-м светлинцы, возмущенные крайне низкими своими заработками, даже забастовкой грозились и последними словами ругали эстонских собственников — братьев Василия и Николая Галагановых, коих и в глаза-то на заводе не видели. Тогда губернатором еще Алексей Чернышев был — добился он приезда братьев на переговоры, а потом уже вместе с представителями профсоюза и министерства экономразвития убедил их в необходимости регулярно повышать людям зарплату. На той встрече, кстати, и депутат Госдумы Александр Шиманов присутствовал, ставший позднее одним из совладельцев предприятия.

Но на какие достойные доходы и какую стабильную работу можно рассчитывать при нерентабельном производстве? Вторсырье, которое завод закупает по всей стране — это, считай, металлолом, но ведь и на его приобретение и доставку оборотные средства нужны! А мировая цена на никель все эти годы если и поднималась, то только чтобы опять упасть.

У области в приоритете
В 2014-м свет в конце светлинского тоннеля, казалось, забрезжил: собственники заявили о намерении установить на заводе экспериментальную печь Ванюкова и тем самым запустить новую технологию выплавки ферроникеля. Минпромторг РФ признал проект модернизации БНЗ государственно значимым. Правительство области, естественно, тоже идею поддержало, проект был включен в реестр приоритетных для региона, но… что-то где-то не срослось. Может, оно и к лучшему: сомнения в окупаемости затеи высказывались с самого начала. А председатель заводского профсоюзного комитета «Светлинские металлурги» Александр Рогач, который еще и старший мастер, вспоминает, что и у самих работников БНЗ «печной» проект оптимизма не вызывал.

Хотя кто бы еще мнением металлургов интересовался! Многие из них не только собственников, но и генерального директора своего предприятия Андрея Лощинина в лицо не знают — он в Москве. В Светлом от его имени рулит исполнительный директор Александр Дошин. Для профсоюза даже подписание коллективного договора каждый раз превращается в серьезную проблему: попробуй дозвонись-докричись до руководителя и владельцев — с кем переговоры-то вести?

Весной 2017-го собственника Александра Шиманова ради колдоговора все же уговорили вновь до Светлого доехать. Заводчане жаловались ему на мизерную зарплату (ее опять перестали индексировать), на свои долги по кредитам и коммунальным платежам, что семьи кормить нечем… Бизнесмен платил взаимностью — поведал о многомиллионных кредитах, которые компания не в состоянии обслуживать. Сообщил: с Корпорацией развития области достигнуто соглашение о реструктуризации 100-миллионного долга. Пожаловался: мол, еще нужно выплачивать 11,5 миллиона долларов по кредиту от «Абсолют Банка»…

К той поре Буруктальский никелевый уже в Светлинский ферроникелевый завод переименовали и у него появилась очередная надежда на возрождение. Местной рудой заинтересовалась компания «Ви Холдинг», специалисты которой решили отработать технологию получения ферроникеля кричным методом. Еще в середине 2015-го в заводском плавильном цехе начался демонтаж устаревшего оборудования, в 2016-м на площадку будущего производства стало поступать новое, а для реализации всего проекта в Светлом было зарегистрировано ООО «БНЗ — опытное производство». Правительство области и эту затею, понятно, всячески поддерживало. Взамен печи Ванюкова в реестр приоритетных для региона попал уже проект по производству крицы.

Все радовались: новое производство требовало дополнительных рабочих рук! Бывших заводчан, когда-то покинувших предприятие по сокращению либо в поисках больших заработков, агитировали бросить мотаться по вахтам, вернуться в родные стены. Приглашали в Светлый и жителей соседних районов. Областное министерство труда организовало обучение по нужным «опытному производству» профессиям…

Сокращения под наблюдением
Если заглянуть на сайт регионального минэкономразвития, данный проект БНЗ до сих пор висит среди приоритетных. Вот только с середины 2018-го производства в бывшем плавильном цехе снова нет.

— Вложив в проект почти миллиард рублей, компания «Ви Холдинг» отказалась от его дальнейшего продвижения, — констатирует министр экономического развития, промышленной политики и торговли Наталья Безбородова.

— Около 250 человек в прошлом августе остались без работы, — вздыхает глава Светлинского района Виктор Тараканов.

— Люди трудились на этом «опытном производстве» по срочным договорам, которые просто расторгнуты, — объясняет профсоюзник Александр Рогач. — Кого-то пригласили перейти на сам завод, но таких были единицы, поскольку и здесь уже назревало сокращение.

Оно и понятно: кредиторам надоело ждать, они взялись требовать возврата долгов. В конце августа 2018-го ООО «СФНЗ» попало в «черный список» Федеральной налоговой службы. В октябре в Арбитражный суд области поступило исковое заявление с требованием признать это предприятие банкротом. За три месяца количество кредиторов сильно возросло, сумма исковых требований поднялась с 350 тысяч до 825 миллионов рублей! Самый большой долг, в 787 миллионов, — перед упомянутым Шимановым «Абсолют Банком». Тот самый кредит, который завод брал на модернизацию под производство крицы. Свыше 20 миллионов ООО «СФНЗ» должно энергетикам — за тепло и электричество, примерно на 16 миллионов тянут неоплаченные вовремя налоги и сборы…

22 января Арбитражный суд определил ввести наблюдение в отношении общества с ограниченной ответственностью «Светлинский ферроникелевый завод».

Решение насчет банкротства суд намерен принять в мае. Но работа завода и сейчас носит эпизодический характер. По словам Александра Рогача, с 31 декабря по 20 января производство стояло, люди сидели по домам с сохранением им двух третей зарплаты. Сырья не было. Сейчас немного поднакопилось — еще на месяц работы должно хватить.

И даже мизерные зарплаты предприятие выдает с задержкой. Многие люди не видели своих денег еще за декабрь. Некоторые пишут уведомления о приостановке работы в связи с невыплатой. Председатель профкома говорит, после этого с людьми обычно вне очереди рассчитываются.

Примечательная деталь: СФНЗ даже у профсоюза в должниках! Как поясняют в областной организации Горно-металлургического профсоюза России, один процент взноса руководство завода с работников удерживает постоянно, а дальше… не отдает, и за 2018 год только этот долг предприятия достиг 138 тысяч рублей

24 января с ООО «СФНЗ» были уволены 22 человека. А 28 января исполнительный директор Александр Дошин официально проинформировал профсоюз о сокращении с 30 апреля оставшихся 192 заводчан: 187 — в Светлом и 5 — из оренбургского офиса.

Самих работников о предстоящем сокращении официально еще никто не извещал. Пока сырье имеется, люди привычно спешат к восьми утра на работу, на что-то надеются…

Надежды пока остаются
На что? И. о. замминистра труда и занятости населения области Ирина Макеева рассказывает — поиск вакансий уже начат:

— Мониторим близлежащие территории, будем заниматься отдельно по каждому человеку. Уже знаем, сколько мужчин и женщин, сколько пенсионеров, какие профессии — да, в основном рабочие, плюс лаборанты химанализа. Конечно, проблема с вакансиями есть, когда речь идет о градообразующем предприятии.

Я пыталась связаться с руководителями завода, узнать об их планах. Гендиректору Андрею Лощинину, меня сразу предупредили, звонить в Москву бесполезно. Исполнительный директор Александр Дошин по сотовому телефону ответил, но, когда понял, что на проводе журналист, моментально сослался на занятость и больше трубку уже не брал и не перезванивал.

Однако кое-какие подробности удалось выяснить у министра экономического развития области Натальи Безбородовой.

— Финансовая ситуация на заводе действительно сложная, — отметила Наталья Викторовна. — Я общалась с руководителями СФНЗ — они готовы пересмотреть процесс производства в сторону оптимизации. Лощинин говорит, что планируют сейчас сделать перенастройку предприятия и — продолжать работать, пусть и меньшим составом. «Работать будем» — это его слова. Речь о закрытии завода сегодня не идет.

— Но ведь наблюдение уже введено?

— Если собственники подойдут к этому правильно, возможно оздоровление предприятия.

Как же хочется надеяться…

Васса ЯКУШЕВА
Опубликовано: 06 фев 2019